РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ УЗ
Працевлаштування
Запрошуємо
на роботу
Пошук вакансій
та реєстрація кандидатів
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 31 (15 серпня 2009) 

  • Заслуживают. Наибольшего уважения

    Репрессивная политика тоталитарного государства касалась не только осужденных, но и членов их семей, а также близких родственников. Все они в административном порядке арестовывались и получали различные сроки заключения или, в лучшем случае, высылались в отдаленные районы Сибири, Дальнего Востока и пустынные районы Казахстана.

    Согласно приказа наркома внутренних дел Ежова №00486 от 15.08.37 г., члены семьи «врага народа» наказывались лишением свободы на сроки 5-8 лет за «недоносительство». В приказе отмечалось, что доносы на друзей, родственников, членов семьи, сослуживцев и т.д. являются гарантией собственной безопасности. Каждый советский человек ради «высоких» идеалов мог и должен был продать и предать кого угодно. Только на таких условиях государство может гарантировать его неприкосновенность. В приказе сказано: «Аресту не подлежат: жены осужденных, которые разоблачили своих мужей (в совершении преступления или антисоветских настроениях) и сообщили органам власти данные о них, которые стали основанием для разработки и ареста своих мужей».

    Для того, чтобы дети навсегда забыли своих родителей, им давали новые фамилии, имена, отчества, а чтобы не поддерживали о них воспоминаний и между собой не обсуждали причины ареста родителей, братья и сестры никогда не должны были видеться друг с другом. В приказе отмечалось: «В списках дети пересчитываются по группам, (которые комплектуются с таким расчетом, чтобы в один и тот же детдом (колонию) не попали дети, связанные между собой родственными связями или знакомством».

    Типичной для истории тех лет является судьба расстрелянных бывших начальников Юго-Западной железной дороги.

    Слюсаренко Феодосий Иванович родился в 1887 г. в Винницкой области, был комиссаром Юго-Западной. Председателем управления Уссурийской дороги, с 1931 по 1933 гг. работал начальником Юго-Западной ж.д., начальником ДВРЗ. Последнее место работы - управляющий трестом стройматериалов Киевского областного треста стройматериалов. Был арестован и приговорен 19.11.1937 г. как «враг народа» к расстрелу. Приговор приведен в исполнение на следующий день.

    Зорин Алексей Михайлович родился в 1899 г. в Киевской области, юрист по образованию, работал Киевским окружным прокурором, начальником отдела и членом коллегии наркомата юстиции, начальником планового отдела, а затем и заместителем начальника Южной дороги. С декабря 1934 по октябрь 1936 гг. работал начальником столичной магистрали. Арестован 15.10.1936 г. и 08.03.1937 г. осужден к высшей мере наказания - расстрелу. «Предварительным и судебным следствием установлена виновность Зорина в том, что он является активным участником к.-р. троцкистской террористической организации на Украине…

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 296 и 297 УПК УССР Военная Коллегия Верховного суда СССР приговорила Зорина Алексея Михайловича к высшей мере уголовного наказания - расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества.

    Приговор окончательный, обжалованию не подлежит и на основании постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. подлежит немедленному исполнению». Зорин был расстрелян в тот же день.

    Я привела полностью текст приговора для того, чтобы показать каким стандартно-типичным он был для всех репрессированных.

    Свириков Александр Георгиевич родился в 1888 г. в Донецкой области, образование высшее, инженер-механик. Работал на различных инженерных должностях. С 1931 по 1935 гг. - начальник службы тяги Южной дороги, с 1935 - начальник паровозной службы ЮЗЖД (жил на улице Лысенко 1, кв. 3). С 1 июня 1936 г. назначен заместителем начальника (Зорина), а с декабря - начальником Юго-Западной. Арестован 04.09.1937 г. Его работу на этой должности суд квалифицировал, как подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного оборота с контрреволюционной целью, осуществление террористических актов и т.д. и т.п. Судебное заседание длилось несколько минут без присутствия прокурора и адвоката. Решение - расстрел.

    Кроме начальников дороги по аналогичным обвинениям были расстреляны: начальник депо станции Киев-1 Кононков Николай Яковлевич, Гартман Евгений Александрович - табельщик ст. Киев, Кондрат Франц Юрьевич - старший учетчик КВРЗ, Грохольский Казимир Адамович - помощник начальника ст. Киев-Пасс., Висневский Аркадий Станиславович - диспетчер паровозной службы управления ЮЗЖД и многие другие рабочие и служащие дороги.

    В показаниях некоторых железнодорожников, проходивших по делам «врагов народа», упоминался институт транспортной механики АН УССР и его научные сотрудники, якобы связанные с ними по вопросам террористической деятельности. Долгое время никаких сведений об этом институте нигде не упоминалось, т.к. существовала официальная версия, что закрыт он был по ненадобности. Однако реальная причина его ликвидации была совершенно иная, а именно: в стенах этого института была «раскрыта террористическая организация», в которой принимали участие ведущие специалисты и руководство института. Директор, академик Супруненко, обвинен в совершении террористических актов, ученый секретарь Воронянский - в совершении диверсий, заведующий проектным бюро Савич обвинен в шпионаже и т.д. Большинство сотрудников института были расстреляны или приговорены к длительным срокам заключения. Многие из которых так и не дожили до освобождения. Именно так, а не иначе закончил свое существование институт транспортной механики в Киеве.

    Кроме железнодорожников, пострадавших в те времена, репрессированы были и члены их семей, получившие различные сроки наказания.

    Все работники железнодорожного транспорта, попавшие под жернова «карающего меча революции», по прошествии многих лет были реабилитированы, но посмертно. Их дети и внуки не могут понять, как могло уживаться в стране «рабочих и крестьян» с мощным движением за повышение производительности труда, в условиях всеобщего подъема энтузиазма народных масс и строительства «светлого будущего» такая ничем не оправданная жестокость и террор власти по отношению к собственному народу. А ведь вследствие этого были уничтожены миллионы ни в чем не повинных людей, изломаны судьбы, потеряны здоровье и вера в справедливость. Они, как и большинство современников, никогда не смогут найти ответ на этот вопрос. И хочется верить, что такое в истории нашего многострадального народа больше никогда не повторится!

    Елена АФИЙЧУК-НИКИТИНА, директор научно-технической библиотеки Юго-Западной железной дороги
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка, 6
    Приймальня директора регіональної філії: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05