РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ УЗ
Працевлаштування
Запрошуємо
на роботу
Пошук вакансій
та реєстрація кандидатів
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 30 (8 серпня 2009) 

  • Заслуживают. Наибольшего уважения

    (Продолжение. Начало в «Рабочем слове» №28, 29)

    В соответствии с Законом Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине» от 17.04.1991 г. Генеральной прокуратурой Украины, прокуратурами Киева и Киевской области, а также военной прокуратурой был проведен пересмотр дел репрессированных железнодорожников Юго-Западной железной дороги.

    Кто эти люди? Кем они были, за что осуждены и невинно расстреляны?

    За весь период политических репрессий в СССР, начиная с 1919 г., работники железнодорожного транспорта удостоились особого «внимания и заботы» со стороны власти. Согласно декрета ВЦИК от 30 марта 1920 г. были созданы и действовали так называемые революционные военные железнодорожные трибуналы, а с 27 ноября 1930 г. по всей стране были созданы железнодорожные линейные суды, действовавшие вплоть до 12 февраля 1957 г.

    Вот когда действовал маховик карающей машины. Были репрессированы представители практически всех служб дороги. Но наибольшее опустошение постигло те участки Юго-Западной, от которых зависела ее жизнедеятельность. Более трети пострадавших - рабочие: слесари-ремонтники, электрики, путевые обходчики, составители вагонов, стрелочники, кочегары, мастера, бригадиры, 28 машинистов паровозов и их помощники, 50 инженеров и техников, более 60 начальников и заместителей начальников отделов и служб и многие другие железнодорожные служащие.

    Особой «любовью» спецслужб пользовались в период 1937-1938 гг. начальники, главные и старшие инженеры, инженеры среднего звена и техники:

    - службы пути во главе с начальником Рыбальченком (обвинен во вредительстве, терроризме и расстрелян);

    - паровозной службы во главе с начальником Сахаровым (признан диверсантом и расстрелян);

    - службы движения во главе с начальником Жуковским (осужден за вредительство и терроризм, расстрелян);

    - вагонной службы во главе с Трофимовым (признан вредителем и расстрелян);

    - грузовой службы во главе со Сметаниным (осужден за вредительство и совершение террористических актов, расстрелян);

    - ветеринарной службы во главе с начальником Шаповалом (был признан предателем Родины и осужден на 10 лет).

    Аналогичная судьба постигла и многих начальников отделов Юго-Западной: труда и зарплаты - Безносенка, контрольно-инспекторского - Еременка, экономического - Пясецкого, финансового - Бреймана, главного бухгалтера - Шурьяна и значительное число их подчиненных и сослуживцев.

    За контрреволюционную и подрывную деятельность к ответственности были привлечены 6 контролеров,11 ревизоров, 18 счетоводов, 30 бухгалтеров, финансистов, экономистов и плановиков.

    Вихрь репрессий в течение нескольких лет носился и над Дарницким вагоноремонтным заводом, где вместе с начальником Луценко и главным инженером Польстремом были осуждены большая часть инженеров и рабочих. Тоже самое происходило на железнодорожной станции Дарница, в паровозном и вагонном депо Киева. Даже 10 учеников железнодорожных училищ были осуждены в эти годы за контрреволюционную деятельность.

    Один за одним были расстреляны начальники Юго-Западной железной дороги, которые, вступая в эту должность, автоматически становились смертниками. Это - Слюсаренко Феодосий Иванович, Свириков Александр Георгиевич, Зорин Алексей Михайлович.

    В материалах дел относительно работников столичной магистрали много упоминаний о железнодорожниках Южной дороги, которые, якобы, состояли вместе с ними в различных террористических организациях.

    Были осуждены и расстреляны начальники Южной железной дороги Лифшиц и Шушков, заместитель начальника Голышев, начальник политотдела Раисов, зам. начальника паровозного депо «Октябрь» Бондаренко, начальник паровозной службы дороги и многие, многие другие.

    Все обвинения тех лет были стандартными и однотипными, никто из обвинителей не утруждал себя разнообразием: «Подготовка к проведению террористических актов против руководителей партии», «планирование диверсий на транспорте», «участие в лево-, право-, шпионских организациях» и т.п. Однако из материалов дел следует, что это существовало только в больном воображении нкведистов.

    Аресты «врагов народа», как правило, осуществлялись в ночное время по месту жительства, иногда забирали от рабочего места, машинистов снимали прямо из паровозной кабины на станциях назначения.

    Расследование этих «дел» проводилось ускоренными темпами, в течение 10 дней, предвзято, с обязательным обвинительным уклоном, выбивая показания и раскаянья подследственных путем пыток и издевательств.

    Из заявления Н.В. Воронянского.

    «Следствие 1937 - 1938 гг. состояло из десятидневного «конвеера» непрерывного ночного допроса - стоя и без сна (днем спать не давали). Бодрость поддерживали избиением и площадной бранью. Предъявлялись показания.., что я участник контрреволюционной организации. Устраивался по терминологии следователя «бенефис»: били коллективом из 5 - 6 человек лежачего на полу сапогами, как попало, куда попало. Те, кто не выдерживал «бенефиса», давал ложные показания... Придя в нормальное состояние через день-два, от них отказывался. У тех, кто перешел во второй тур следствия, выколачивали подтверждение ложного показания. Бил ночью один человек методически ремнем с металлической пряжкой по одним и тем же местам».

    При вынесении расстрельного приговора, он сразу же приводился в исполнение. Захоронения проводились тайно, чаще всего, в общих могилах, не оставляя следов.

    Елена АФИЙЧУК-НИКИТИНА, директор научно-технической библиотеки ЮЗЖД
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка, 6
    Приймальня директора регіональної філії: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05