РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
Працевлаштування
Запрошуємо
на роботу
Пошук вакансій
та реєстрація кандидатів
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 11 (20 березня 2009) 

  • Маршрут в історію і сьогодення: Станция. Что в имени твоём?

    Приходя в библиотеку, многие читатели очень часто задают вопросы по истории возникновения станций, а также их названий, которые расположены на территории Киева и пригорода. Некоторые из них настолько необычны и интересны, что у меня возникло желание об этом рассказать.

    В настоящее время железнодорожные пути Киева имеют пять магистральных направлений - Фастовское (юго-западное), Коростенское (северо-западное), Нежинское (северо-восточное), Гребенковское (юго-восточное) и Мироновское (южное), а также, так называемое «Северное кольцо», проходящее через станции Киев-Петровка и Киев-Днепровский, станцию Киев-Волынский и ст. Святошин до ст. Дарница. Кроме магистральных, функционируют множество местных железнодорожных путей промышленного значения.

    В черте города расположены более десяти пассажирских и грузовых станций, принадлежащих Юго-Западной дороге. И на тех из них, которые не являются техническими или грузовыми, имеются остановочные пункты пригородных электропоездов различных направлений.

    Названия этих станций привычны нашему слуху с детства. Чаще всего никто и не задумывается о том, откуда они возникли.

    Караваевы Дачи получили свое название в честь Владимира Афанасьевича Караваева - хирурга, офтальмолога, профессора медицинского факультета Киевского университета с 1840 г., почетного гражданина Киева. Он является основоположником отечественной офтальмологии. Караваев - один из первых в Российской империи глазной хирург, создавший факультетскую хирургическую клинику, открытую 1 ноября 1844 г., в которой в период с 1844 по 1863 гг. было принято более 16 тысяч больных. Владимир Афанасьевич лично провел более полутора тысячи операций. Караваев, второй после И. Пирогова, сделал в Киеве 18 февраля 1847 г. операцию с применением наркоза, а также положил начало пластической хирургии лица.

    В 1869 г. он приобретает садовый питомник, к которому прикупает еще в 1873 г. «гимназический земельный участок», принадлежавший ранее Военному кадетскому корпусу. Всего владения Караваева составили более 30 га, которые после смерти Владимира Афанасьевича были разделены на 238 участков и выставлены на продажу его дочерью Ольгой.

    Эти участки были дополнительно разбиты на восемь улиц и распроданы в течение 1903-1908 гг. Из них сформировался рабочий поселок, получивший название Караваевы Дачи, возле которого со временем был открыт остановочный пункт столичной магистрали с аналогичным названием.

    Реконструкция Караваевых Дач, где прежде никогда не было вокзала, началась в начале 2003 г. Вокзал был сдан в эксплуатацию в 2005-м, а полностью завершен в 2006 г. Он имеет два входа-выхода, билетные кассы, зал ожидания, три посадочные платформы, пять путей и тоннель с выходом на улицу Ушинского.

    Просто анекдотичной можно назвать историю возникновения станций Ворзель, Кичеево. Они родились благодаря махинациям местных помещиков Красовского, фон Дервиза, Саратовского, Пиховского и Кичеевой.

    Дело в том, что именно им принадлежали земли, которые они хотели распродать с максимальной выгодой для себя под дачное строительство, а чтобы поднять цены и привлечь побольше покупателей, эти господа решили провернуть аферу, которая им с успехом удалась.

    Узнав о том, что в этих местах в 1900 г. пройдет Киево-Ковельская железная дорога, землевладельцы еще в период ее проектирования дали взятку высокому министерскому чиновнику. В результате этого, несмотря на то, что дорога должна была иметь прямолинейный профиль и пройти в 8 - 10 км на юго-восток от современного Ворзеля, ее стали строить на землях вышеупомянутых господ. После этого они поделили свои владения на 229 прямоугольных участков для создания единого поселка, которому дали название Ворзель (по легендарной фамилии «вора Зеля», который скупал краденое у киевских воров - ред.).

    Дарница - левобережная часть Киева, до 1917 г. представляла собой село Броварской волости, Остерского уезда, Черниговской губернии. Впервые это название упоминается в письменных источниках 1509 г. в решении межевого суда по земельной тяжбе между Никольским и Печерским монастырями Киева. В те времена здесь протекала речка Дарница (между теперешней Старой Дарницей и Дарницким шелковым комбинатом). Происхождение самого слова Дарница точно не известно никому, хотя по этому поводу и ходит множество легенд. Нет никаких письменных сведений о том, кому и когда эта местность была подарена.

    В начале двадцатого столетия в связи со строительством железной дороги Киев - Полтава возникла железнодорожная станция Дарница, а на месте современной улицы Лесной начали селиться рабочие-железнодорожники, а по другую же сторону железнодорожного полотна в 1896 г. возник дачный поселок, названный Новой Дарницей.

    Интересно: во время гражданской войны, в 1919 г., дарницкий железнодорожный узел оборонял от деникинцев бронепоезд «Таращанець», в состав команды которого входили матросы-черноморцы и рабочие-железнодорожники. Командиром бронепоезда был Л. Ломакин.

    30 августа 1919 г. «Таращанець» принял свой последний бой. Деникинцам удалось блокировать бронепоезд, а экипажу было предложено сдаться. Но случилось то, что нападавшие никак не ожидали - бойцы отклонили предложение о капитуляции и бронепоезд был взорван вместе с экипажем, забрав с собой жизни многих белогвардейцев.

    Во время фашистской оккупации Киева на Дарницком железнодорожном узле действовало несколько подпольных групп, нанесших немалый урон врагу и приближавших по мере своих сил и возможностей освобождение родного города.

    Сегодня на ст. Дарница идет грандиозная реконструкция, которая позволит стать ей одной из современных станций Юго-Западной железной дороги.

    Остановочный пункт Сырецкая получил свое название от исторической местности, расположенной в Шевченковском районе столицы. Сама же местность получила свое название от речки Сырец, впадавшей в Днепр, и которая впервые упоминается в летописях 1381 г. как село, подаренное киевским князем Владимиром Ольгердовичем доминиканскому монастырю.

    В начале ХІХ века Сырец входит в городскую черту. Здесь размещались летние лагеря войск Киевского гарнизона, позднее - один из первых военных аэро-дромов. В то время Сырец был сельскохозяйственным пригородом Киева, сегодня - крупный жилой район города. Недалеко от остановочной платформы Сырецкая в лесопарке 2 августа 1953 г. открыто Детскую железную дорогу или как ее еще называют - Малая Юго-Западная железная дорога, которую обслуживают дети под руководством опытных педагогов-производственников после прохождения соответствующего обучения. Протяженность этой магистрали - 2,8 км. Имеется мост высотой - 19,6 м. Здесь прошли обучение десятки тысяч юных железнодорожников, впоследствии ставших специалистами железнодорожного транспорта.

    Елена Афийчук-Никитина,
    директор Научно-технической библиотеки
    Юго-Западной железной дороги
    Елена Афийчук-Никитина,
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка, 6
    Приймальня директора регіональної філії: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05