РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ УЗ
Працевлаштування
Запрошуємо
на роботу
Пошук вакансій
та реєстрація кандидатів
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 37 (3 жовтня 2008) 

  • ПОКЛОН ВЕЛИКОМУ АРТИСТУ

    Юрий Лавров родился 14 марта 1904 г. в семье учителя греческого и латинского языков. Вскоре его отец стал директором одной из петербургских гимназий. В конце 1917 г. семья Лавровых распалась. Отец эмигрировал за границу, мать и четверо детей остались без средств к существованию. Юрий ушел из гимназии и начал работать курьером в Союзе работников водного транспорта, затем был подмастерьем в мастерской гробовых дел, помощником слесаря. В 1919 г. стал совмещать работу продавца в хлебной лавке с работой во вспомогательном составе Большого драматического театра. Первая эпизодическая роль была сыграна им в спектакле «Рваный плащ» вместо заболевшего актера. Это был ввод.

    «Читать мне некогда!»

    Выйдя с подмостков сцены, он наткнулся на главного режиссера театра - Лаврентьева, который, обняв его за плечи, сказал: «Ну, Лавруша, из тебя выйдет толк». Частая перемена мест до работы в театре дает возможность предположить факт рождения в юноше обостренного, уязвленного самолюбия из-за того, что он с семьей был брошен отцом. Отсюда и вспыльчивый мальчишеский нигилизм. Это в какой-то степени подтверждается встречей с А. А. Блоком - великим русским поэтом, который работал в БДТ завлитом. Когда Александр Александрович спросил молодого человека, пригласив его к себе, любит ли он стихи, знает ли он Пушкина, Чехова, юный Лавров ответил с запальчивостью молодости:

    - Стихов я не понимаю и не люблю! А читать мне некогда!

    Блок, улыбаясь, дал ему книгу Чехова, взяв с него слово, что, прочитав ее, тот снова придет к завлиту. После этого Лавров, как-то незаметно для себя, стал много читать.

    Или разговор с ведущим актером театра Н. Ф. Монаховым после того как в театре вышел приказ, запрещавший актерам заходить на работу через центральный вход. Лавров как-то проходил через центральный вход, и к нему обратился Монахов:

    - Молодой человек, вы разве не читали приказ?

    - Читал.

    - Так в чем же дело?

    Лавров, не моргнув глазом, ответил:

    - Так пойдемте, Николай Федорович, вместе.

    Как ни странно, этот ответ понравился Монахову, и он стал более благосклонно относиться к молодому актеру.

    В БДТ шли спектакли классического репертуара - Шекспир, Мольер, Шиллер, Гольдони. В них были заняты в основном актеры среднего и старшего поколений. У Лаврова стала появляться смутная неудовлетворенность начинающего актера. Это привело к тому, что группа молодых актеров, возглавляемая самым юным из них - Лавровым, решила уйти из БДТ и создать свой Молодой театр. Первая премьера этого театра состоялась 7 октября 1923 г. Вскоре театр возглавил Владимир Соловьев, преподаватель Петроградского театрального института, сподвижник Мейерхольда. Соловьев поставил в Молодом театре «Разрушители машин» Э. Толлера, где 19-летний Лавров сыграл главную роль 60-летнего кассира. Именно непродолжительная работа в Молодом театре, где-то чуть более двух лет, в течение которых Лавров сыграл 52 роли, а главное - благотворное влияние режиссера Соловьева, сумевшего привить своим ученикам любовь к большому, целеустремленному труду в актерском искусстве, позволило Лаврову стать профессиональным актером.

    Плюс творческий максимализм

    Юношеский нигилизм превратился в творческий максимализм, и именно это, а главное, поиск своего режиссера и своего театра, заставили работать Лаврова в ГосТиМе (Государственный театр им. Мейерхольда), потом опять в Молодом театре, затем в Красном театре, после - в Ленинградском академическом театре драмы (бывшая Александринка). А там - Пролетарский театр, Ленинградский мюзик-холл и Театр комедии. Часто работа в театре завершалась съемками в кино, а возвращался он уже в другой театр. Ю. Лавров работал с такими известными режиссерами, как Соловьев, Мейерхольд, Вольф-Израель, Петров, Ремизова, Акимов. Его коллегами в разных театрах были: Бабанова, Гарин, Охлопков, Райх, Свердлин, Бабочкин, Астангов, Романов. Наиболее значительные роли, которые были сыграны Лавровым в этот период, - Мусий Копыстко в «Незаможних» («97») Кулиша (это была первая постановка в России пьесы Кулиша), Карандышев в «Бесприданнице» Островского, Годун в «Разгроме» Лавренева, Герман Кастальский в «Страхе» Афиногенова. Во многих театрах он ставит спектакли как режиссер.

    В 1938 г. Лавров пишет письмо в Киев художественному руководителю Киевского русского драматического театра Константину Хохлову, с которым работал до этого в Петрограде, пародируя начало рассказа Чехова «Ванька»: «Милый дедушка, Константин Павлович! Поздравляю Вас с Рождеством и желаю всего от Господа Бога! Нет у меня ни отца, ни матери. Ты один у меня остался, сделай милостыню, возьми меня отсюда. Пожалей ты меня, сиротину несчастную». К. Хохлов пригласил Лаврова в киевский театр. В 1938 г. К. Хохлов поставил спектакль «Каменный властелин» по произведениям Леси Украинки. Роль Дон Жуана репетировал и играл Ю. Лавров. Спектакль стал крупным событием в культурной жизни Украины, после которого Киевский русский театр стал называться именем Леси Украинки. Немалый вклад в творческий успех спектакля внес

    Ю. Лавров своей превосходной работой - ролью Дон Жуана.

    «Будем работать!»

    После начала войны труппа театра эвакуировалась - часть - в Среднюю Азию, часть - в Западную Сибирь. Юрий Сергеевич пришел к главному режиссеру театра Юго-Западного фронта Б. Норду, который позже об этом вспоминал: «Юрий Сергеевич обратился ко мне: «Я пришел просить вас, чтобы меня взяли в труппу вашего театра, который будет обслуживать часть нашей армии. Я хочу работать в вашем колективе, потому что не могу отсиживаться в тылу, когда идет такая война. Как вы к этому отнесетесь?» Я не мог отказаться от такого умного, острого актера, и, протянув ему руку, сказал: «Будем работать!».

    С Лавровым в это же время работала актриса нашего театра, заслуженная артистка Украины Анна Пекарская вместе со своим мужем, прекрасным актером Дмитрием Франько, впоследствии - народным артистом Украины. И вот Анна Федоровна как-то рассказывала мне: «Грузовики, в которых нас перевозили, часто застревали в осенней жиже дорожных колдобин. Все спускались на землю, а мужчины толкали машины. И Лавров, разумеется, тоже был среди них в своем нарядном светлом плаще, в заграничных, модных, на каучуковых подошвах, ботинках. После этого все они с ног до головы были испачканы грязью, но как только машины привозили нас в очередную часть, на место выступления, которое через полчаса должно было начаться, Лавров умудрялся становиться чистеньким, аккуратненьким, как с иголочки. Как это у него получалось, непонятно. Из-за непролазной грязи всем выдали кирзовые сапоги, но на Лаврова они оказались малы, и он носил их, связав, как хомут на шее лошади.

    - Юрий Сергеевич, почему не носите сапоги на ногах? - спрашивал кто-то.

    - Размер мал, вот и жду, пока выдадут подходящие.

    Так и проносил их всю осень на груди.

    Когда немцы взяли Киев, театр Юго-Западного фронта был переведен сперва в Сталинград, а затем в Западную Сибирь. Здесь Юрий Сергеевич жил один (жена находилась в Средней Азии, готовясь стать матерью) по соседству с квартирой Анны Федоровны и Дмитрия Васильевича. А. Пекарская с удивлением открыла для себя, что в Лаврове сочетались такие качества, как интеллигентность, даже кажущаяся на первый взгляд неприступностью с интересом к людям, желанием пообщаться. Он был прекрасным собеседником. И главное - неприхотливость в повседневной жизни и умелость в быту: почистить картошку или рыбу, перестирать кое-что из своей одежды, сколотить для кухни табуретку - не было для него проблемой.

    …Наконец она пришла, эта великая победа. Страна зажила мирной жизнью, в театре им. Леси Украинки ежевечерне игрались спектакли.

    Знаменательным событием в жизни театра были гастроли в Москве в 1948 г., которые проходили с ошеломляющим успехом. Москва открыла для себя театр необыкновенно высокого профессионального уровня, редкой, уже для того времени интеллигентности, пожалуй, даже, аристократизма, с облагораживающей человека духовностью, с рядом удивительных актеров, среди которых был и Юрий Лавров. Вот несколько строк из такой строгой к провинциальным спектаклям, московской критики: «Образ Рощина, обедненный инсценировкой по роману «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, обогащен Лавровым, играющим с большим драматизмом, сильно, правдиво и точно. Рощин - живой, многогранный человеческий характер. Мучительную тревогу героя, его страстные поиски правды личной и народной, артист передает умно и талантливо».

    За годы работы в театре им. Леси Украинки Лавров сыграл много ролей, из которых особенно памятны Дон Жуан и Командор в «Каменном властелине», Риварес в «Оводе», Обрезков в «Живом трупе», Новиков в «Палате», Филипп в «Дон Карлосе» и многие другие.

    «Что вы наделали?»

    Очевидно, от отца, который был поначалу учителем древнегреческого и латыни, а впоследствии - директором гимназии, Юрий Сергеевич унаследовал гены педагога. Александра Смолярова, ведущая актриса нашего театра, народная артистка Украины, рассказывала мне, что как-то в театральный институт на вечер старинного русского романса пришел Юрий Лавров. Ему понравился красивый голос первокурсницы Шурочки Смоляровой, и после окончания концерта он поздравил студентку с удачным выступлением, а потом прибавил: «Приглашайте меня и впредь... я люблю музыкальные вечера». Потом Александра Захаровна заболела, и, лежа в комнате общежития, получила записку от Юрия Сергеевича, в которой он желал ей скорейшего выздоровления. Он же обеспечил ее квалифицированной медицинской помощью, прислал необходимые лекарства, а также всевозможные фрукты - в общем, все необходимое для ее поправки. А спустя три года, уже выйдя замуж за сокурсника, Шурочка Смолярова как-то встретила Юрия Сергеевича накануне дипломного спектакля, будучи на одном из последних месяцев беременности. Юрий Сергеевич изумленно посмотрел на нее, и, разведя руками, с осуждением сказал: «Что вы наделали?». Много лет спустя, когда Александра Захаровна репетировала в спектакле «Палата» по пьесе Алешина роль любимой женщины Новикова, которого репетировал Лавров (он же был и режиссером этого спектакля), Юрий Сергеевич попросил ее:

    - Александра Захаровна, вы преподаете в театральном институте, приведите мне оттуда «сыночка».

    И Александра Захаровна привела ему студента второго курса Андрюшу Поддубинского на роль сына Новикова. Юрий Сергеевич много работал с начинающим актером, и работа увенчалась успехом. Студент второго курса театрального института играл в спектакле «Палата» вместе с ведущими актерами театра. После своей премьеры молодой актер получил от Юрия Сергеевича сувенир вместе с открыткой, на которой написал: «Андрей, играй и будь здоров, твой батя - Новиков-Лавров». А много лет спустя, уже ведущий актер театра им. Леси Украинки, Андрей Миронович Поддубинский, рассказывал мне такой случай, связанный с Лавровым: «На гастролях в Феодосии играли выездной спектакль «Палата». После трогательной сцены в больнице к тяжело больному Новикову накануне операции приходит сын, которого играл Поддубинский. Уже уйдя за кулисы, молодой актер, громко говорит: «Да, папа, я сейчас ее пришлю». И вдруг слышит властный, страшный крик Лаврова:

    - А ну, иди сюда!

    Андрей, перепуганный, не понимающий в чем дело, возвращается на сцену.

    - Что ты там такое, уже уйдя от меня, промямлил? - грозно продолжает Лавров.

    - Я сказал, что я вам ее пришлю, - дрожащим голосом отвечает Андрей.

    - Вот это другое дело. Теперь, слава Богу, понятно. Еще раз такое повторится, вылетишь с треском.

    В антракте Поддубинский услышал стук в дверь своей гримуборной. Зашел Лавров.

    - Ну что, батенька, испугался? - чуть ли не подмигнул, как сообщнику по розыгрышу. А дальше серьезно:

    - Запомнишь теперь? Слова надо на сцене проговаривать, а то ведь зритель и не разберет, что к чему. Затем, улыбнувшись Андрею, положил на гримерный столик плитку шоколада, потрепал его по плечу и пошел готовиться к следующему акту.

    Плодотворная работа и успех

    Что еще подтверждает предположение о нереализованном педагогическом даре Юрия Сергеевича? Его встречи с молодежью театра им. Леси Украинки, происходившие каждое воскресенье в течение довольно продолжительного времени. Он рассказывал занимательные, поучительные истории из своей жизни, о своих встречах с известными людьми, делился опытом. Эти собрания шутливо назывались «лаврушниками». То же самое можно сказать о его подсказках, когда он подходил к молодому актеру, говоря: «Смотрел я вашу работу в новом спектакле, ну что, батенька, такие прически, как у вашего персонажа, носили дьячки, а не офицеры царской армии! Да?» По той же причине, я думаю, он пишет письмо молодой актрисе театра, теперь народной артистке Украины И. М. Дуке, в котором он тепло и подробно анализирует спектакль и ее работу в нем: «Уважаемая Ирина Михайловна, посмотрел седьмого и посчитал нужно-таки написать, потому что Вы знали, что я смотрю этот спектакль. Пишу Вам, потому что Вы - актриса (актриса с большой буквы!!!)».

    Я познакомился с Юрием Сергеевичем летом 1966 г., после того, как худсовет театра им. Леси Украинки, возглавляемый и. о. главного режиссера Лавровым, посмотрел мою работу в сценах из телеспектакля по пьесе Назыма Хикмета «Первый день праздника» режиссера В. Л. Чубасова, где я играл роль Фируза. Юрий Сергеевич вышел из большого репетиционного зала, где проходил показ и его обсуждение, подошел ко мне: «Олег Васильевич, - начал он, обратившись ко мне по имени-отчеству, и так же обращаясь ко мне всегда после, - решением худсовета вы приняты в нашу труппу на роли гротесково-психологического плана. Желаю вам плодотворной работы и успеха». Когда коллектив пришел из отпуска, и новый театральный сезон был окрыт, Юрий Сергеевич уже не работал. Он не только перестал быть и. о. главного режиссера, но и актером. Ушел на пенсию. Хотя уже после этого не пропускал ни одной премьеры и делился своими впечатлениями с актерами, в судьбе которых принимал участие.

    Олег КОМАРОВ
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка, 6
    Приймальня директора регіональної філії: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05