РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ УЗ
Працевлаштування
Запрошуємо
на роботу
Пошук вакансій
та реєстрація кандидатів
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 38 (3 жовтня 2014) 

  • АЛЕКСАНДР ОСТРОВСКИЙ: «В вагоне мне приходили в голову очень хорошие мысли для пьесы»

    «На всякого мудреца довольно простоты», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Не все коту масленица», «Правда - хорошо, а счастье лучше». Заядлые театралы и любители литературы без раздумий назовут автора этих, как и многих иных, пьес, в недалекие советские времена не покидавших репертуар театров на всем необъятном пространстве СССР. Знаменитый российский драматург Александр Островский еще в середине позапрошлого века получил широкое признание своих соотечественников благодаря собственному литературному таланту.


    Александр Николаевич Островский

    К сожалению, сегодня его труды надежно спрятаны от наших с вами глаз, и вовсе не потому, что несут в себе какую-то крамолу. Ответ - в одной из песен, где есть такие слова: «Молодым везде у нас дорога». Вот и смотрим-читаем «творения» этих самых молодых, будь то кино, театр, литература. Поскольку авторитетов для нынешних дерзких пишущих малых нет, то и не удивительно, что тошнит порой искушенного зрителя от их «произведений». Хотя, как сказать. Той же самой порой и аплодисменты в их адрес звучат, и крики «браво» тоже. Так что с критикой закругляюсь, дабы не обвинили меня в излишней искренности и откровенности.

    «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Иными словами, не было у меня до сих пор практически ничего из произведений Островского, как вдруг недавно посчастливилось приобрести сразу десять томов из двенадцати его полного собрания сочинений (ПСС), увидевших свет в московском издательстве «Искусство» в течение 1973-1980 годов. Честно говоря, в первую очередь мое внимание привлекли дневники и письма Александра Николаевича, ибо так или иначе, но с его пьесами я был знаком еще по передачам советского «застойного» радио и телевидения. Потому и «отрыл» я буквально в первый же день обладания ими в невиданных мной доселе текстах любопытные подробности жизни одного из лучших отечественных драматургов в 12-м томе ПСС. Стиль изложения и орфографию сохраним. Из письма жене:


    М.В.Островской

    «Ростов на Дону,

    30 сентября 1883 г.

    Милая Маша, вчера в Харькове встретили нас племянницы; губернатор Калачев, который был ярославским предводителем, и Алек-сандр Павлович Евреинов, которому я очень обрадовался. Он просил тебе кланяться. В Харькове мы позавтракали, а обедали в Лозовой. В Харькове купили 2 арбуза по 12 коп. Ужинали в Славянске. А проснувшись сегодня в 6-ть часов, подъехали к Таганрогу. Город стоит на горе, а под ним море. В Таганроге напились кофею и поехали сначала по самому берегу моря, потом по разливам Дона, дорога идет местами между камышей и через огромные рыбацкие селения. Хаты глиняные, крыты камышом. Тут уж юг настоящий, все другое, и зелень, и строения, и птицы, и даже люди. В Славянске, за ужи-ном, ел дикого гуся. Вкусно и не жирно. В Ростов приехали в 8 ч. 45 м. утра. Город прелестный. Здесь стоят 4 часа. Я погуляю по городу и, что увижу хорошего, напишу тебе из Владикавказа.

    Я здоров и едем мы покойно.

    Целую тебя и детей.

    Твой А. Островский».

    При одном лишь упоминании Славянска мне сразу вспомнились строки Антона Павловича Чехова, однажды тоже побывавшего здесь и похвалившего местную гостиничную кухню в своих приватных записках. Не знаю, как тебе, читатель, но мне любое упоминание о пребывании тех или иных знаменитостей в границах моего родного Донбасса доставляет неизменную радость. При том, что знаменитости у каждого из нас, что называется, свои, все же имена Островского и Чехова пока, к счастью, никто из здравомыслящих людей ревизии не подвергал.

    Кстати, нынешний вокзальный комплекс станции Славянск наверняка понравился бы им обоим. Сегодня здесь куда комфортнее чувствуется среднестатистическому пассажиру, благо несколько лет назад строительные «десанты» придали всему комплексу современный вид. Правда, с питанием дело обстоит не ахти. Как и практически повсеместно в рамках всей Укрзализныци. Наш народ еще бы и кормить регулярно и качественно, как во времена описываемые, - и вовсе было бы здорово.

    …О том, что поездка на Кавказ начиналась из Москвы поездом, свидетельствуют более ранние письма Островского, опубликованные в том же 12-м томе:


    Ф.А. Бурдину

    «Щелыково,

    18 сентября 1883 г.

    …Если брат поедет на Кавказ через Курск, то я извещу тебя о дне нашего выезда телеграммой…

    …Любящий тебя

    А. Островский».

    Благодаря своему родному брату Михаилу Николаевичу, избравшему именно тот железнодорожный маршрут, что пролегал в границах нынешнего Донбасса, мы имеем в лице Александра Николаевича Островского одного из наших самых памятных гостей за всю историю края. Текст нижеследующего письма есть тому подтверждением:

    Ф.А. Бурдину

    «Москва,

    25 сентября 1883 г.

    Любезнейший друг

    Федор Алексеевич!

    Хотя из Москвы на Кавказ и не одна дорога, а, например, через Рязань, Воронеж и Ростов даже несколько ближе, но мы поедем через Курск. Выезжаем мы в середу, 28-го числа, со скорым поездом, в 12 ч. 30 м. дня. Я не просплю и выйду к тебе на станцию.

    …Любящий тебя

    А. Островский».

    ХОЧЕТСЯ ВИДЕТЬ НА КАЖДОЙ ИЗ НАШИХ СТАНЦИЙ СВОЕОБРАЗНЫЕ ПАМЯТНЫЕ УГОЛКИ

    И представить сложно, сколько с тех пор «отбегало» из Москвы на Кавказ поездов, однако мало на какой хочется и сегодня попасть, как на этот, дабы хоть с часочек пообщаться с творческим человеком.

    М.В. Островской

    «Харьков, 29 сентября (1883 г.).

    Милая Маша, мы едем благополучно и очень покойно. Видел в Курске Бурдина, но не так, как мы воображали. Он бодр, одет щеголем, в цилиндре. Погода за Курском отличная, тепло. Под Белгородом природа очень красива, большие селения, белые хаты и меловые горы, - по полям мальчики пасут серых гусей. Я совершенно здоров. Целую тебя. Поцелуй детей. Скажи Коле и Любе, чтоб писали.

    Твой А. Островский.

    Начал письмо на станции, а оканчиваю в Харькове. Дорога уж мне приносит пользу: сегодня утром в вагоне мне приходили в голову очень хорошие мысли для пьесы».

    Интересная и одновременно информативная сноска дана под данным текстом. Вот она:

    «28 сентября 1883 г. Островский вместе с братом Михаилом Николаевичем выехал на Кавказ (об этом см. дневник Островского - наст. изд., т. 10, стр. 410 - 422)…»

    Поскольку 10-й том у меня также был на руках, я не стал медлить и заглянул в него на указанные страницы. Вот что удалось найти относительно вопроса, интересующего нас в первую очередь, из дневниковых записей А. Островского:

    «1883 г. Сентябрь 28.

    Выехали. Дождь. В Туле обедали, в Орле ужинали».

    «29. 4 часа утра. Курск.

    Бурдин. Значительно поправился. Под Белгородом красивая местность. Большие селения, белые хаты, стада гусей на полях, тепло. Белгород. Хорош вид на город. На платформе астроном в старом форменном пальто, фуражка с кокардой, лицо серое от небритой седой бороды. Брошюра в 10 страничек. Продает по 50 коп. - и оригинально, и выгодно. (Запоздали по случаю проезда великого князя Михаила Николаевича.) Харьков. Встретили племянницы, губернатор Калачев, Евреинов. Позавтракали. Куплено 2 арбуза по 12 коп.»

    «30. 6 часов утра. Таганрог…»

    Как видим с подачи автора дневника, великий князь Михаил Николаевич весьма вероятно, что тоже «катался» в поезде через Донбасс. Разве не интересно «покопать» эту историю?

    Сознательно опускаю подробно описываемые Александром Островским детали его дальнейшего пребывания в городах Владикавказ, Тифлис, Баку, Батум (в советские времена - Орджоникидзе, Тбилиси, Баку, Батуми) и других местах Кавказа. Отмечу, что данные страницы будут весьма интересны иному любознательному читателю, свободно владеющему нигде в Украине не притесняемым русским языком, ибо прекрасно живописуют тогдашнюю жизнь этих мест. Моя цель - сфокусироваться на факте пусть мимолетного, но абсолютно реального пребывания на территории нынешних Южной и Донецкой дорог знаменитого человека.

    Схема маршрута поезда, доставившего Островского в Таганрог, вырисовывается следующая: Москва - Тула - Орел - Курск - Харьков - Лозовая - Славянск - Таганрог. Все верно, однако промежуток Славянск - Таганрог, если судить по письмам и дневнику драматурга, выглядит уж очень просто. Как будто бы поезд проезжал через безлюдные места, в которых ничего интересного глазу нет и не было. Между тем, дело обстояло несколько иначе. Путем поиска в интернете мне наглядно увиделась тогдашняя картина железнодорожного полотна, по которому достаточно быстро, как для того времени, катил поезд, в одном из вагонов которого находились братья Островские. Получилось довольно интересно для нас! От Славянска путь вел к станции Краматорская (ныне - Краматорск), далее были станции Константиновка, Бахмут (ныне - Артемовск) и Ханженковская (ныне - Ханжонково), после которой, собственно, и появлялся 30 сентября 1883 г. в 6 часов утра Таганрог.

    Современная станция Константиновка в нынешнем году всерьез рассчитывала быть реконструированной. Во всяком случае, железнодорожные строители Донецкой об этом знают. Верим, что, как и соседний Краматорск в году минувшем, Константиновка их усилиями обязательно преобразится в лучшую сторону. Артемовск-I, Артемовск-II, Ханжонково хорошо бы тоже не забывать, и в случае надобности приводить их в состояние, близкое к идеальному. А как же хочется видеть на каждой из наших станций своеобразные памятные уголки, в которых соответствующими текстами и фотографиями отображалась бы наша с вами общая история! Где нашлось бы место хотя бы краткому упоминанию об эпизодах, схожих с описываемым в данной статье. Ведь таким образом мы все, а особенно юное поколение, станем культурнее и интереснее самим себе и окружающим.

    «И ПАРОВОЗ ЕДВА НАС ВЫВЕЗ»

    В конце октября 1883 года, когда подошло к концу его пребывание на Кавказе, Александр Островский оставляет в своем дневнике следующую запись, имеющую непосредственное отношение к Владикавказу, поезду, на котором ему предстояло возвращаться в Харьков, и железной дороге:

    «30. Воскресенье

    …После обеда поехали на станцию железной дороги, где для нас уже был готов экстренный поезд. Я с братом поместился в превосходном вагоне-салоне, стены и мебель обиты пунцовым штофом, драпировки тоже, (1 слово неразборчиво - авт.) из белого атласа в клетку, бордюры стеганые…»

    Оно и нынче в диковинку читать о такой внутривагонной красоте, окружившей российскую знаменитость на короткое время почти 131 годик тому назад. Выходит дело, тогдашняя монархическая Россия, в которой правил Александр III, могла себе позволить подобную роскошь, а мы сегодняшние - как правило - даже мечтать о подобном не моги. Зато у нас есть «Хюндаи»!

    «31. Понедельник

    Встал в 7-м часу. Мороз и туман, который рассеивается. На горизонте Эльборус. День ясный, погода теплая, как в августе. Приехали в Ростов в 7 часов. Купил 1 фунт табаку - 5 р. И 100 папирос - 2 р., всего 7 р. В 9 1/2 выехали в Харьков».

    Это запись последнего дня октября 1883 г. То есть, месяц спустя Александр Николаевич с Михаилом Николаевичем выезжали поездом в обратный путь, минуя те же станции, только в обратном порядке: Ростов - Таганрог - Ханженковская - Бахмут - Константиновка - Краматорская - Славянск - Лозовая - Харьков.

    «1 ноября. Вторник

    Встал в 7-м часу. Едем по степям; тянет холодный ветер, и день разгуливается. Тепло, как у нас в половине сентября. Завтракали в Лозовой. Степи возделаны, по рекам богатые села, как, например, Борвиновка. Хаты белые, малороссийские, но люди попадаются большей частью великороссы, только под Харьковом услыхал хохлацкую (украинскую - ред.). речь. К Харькову местность волниста, живописные овраги и леса. В Харьков приехали в 7-м часу, встретил нас губернатор Калачев и повез к себе. На станции познакомился с морским министром Шестаковым. Познакомился с губернаторшей, как кажется, простой и умной женщиной. Пообедали роскошно. Попросился отдохнуть. Вечером собрался к губернатору весь Харьков посмотреть. Мы рано оставили общество и ушли спать».

    «Хохлацкую речь» - во как! Сколько информационной составляющей в данной коротенькой фразе русского литератора! А ведь речь идет - ни много ни мало - о Слобожанщине, исконно украинской земле. Где и быт-то иной замечен был автором сразу! Украина - она такая.

    Отмечаю для себя не самый приятный факт почти полного отсутствия записей Островского, касающихся наших донбасских станций и межстанционных территорий. Неужели, кроме упоминания факта поедания им дикого гуся в Славянске, нашему классику не нашлось чего сказать, условно говоря, о нас? Его фраза «Едем по степям; тянет холодный ветер», датированная 1 ноября 1883 г., фактически завершила «мемуары» Александра Островского об, условно говоря, Донбассе. Очень жаль. Однако в данном случае нам просто не повезло, поскольку, что туда, что обратно, - всякий раз поезд проезжал наши места в неудачное для эпистолярия время суток. То ли вечером, когда заоконные пейзажи можно было только угадывать. То ли ночью, когда пассажиры, как правило, спят. То ли ранним утром, когда сон наиболее сладок. Вот и вышло так, что Островский весьма «прохладно» отнесся к факту своего стремительного пребывания в границах нынешних украинских железных дорог.

    К тому же у автора популярных пьес, вероятно, не было родственников на участке пути между Славянском и Ханженковской, иначе он обязательно упомянул бы в своих записях о встрече с ними, как и сам «интерьер». Хотя вовсе не факт, что поезд тогда делал остановки на «нашей» с вами, читатель, территории. Впрочем, думается мне, что все-таки делал. Правда, в данном случае это ничего не меняет.

    «2. Среда

    Встал в 7 часов. После завтрака были с братом у Амвросия. Тоскует о Москве. Потом были у племянниц. После обеда у губернатора отправились на вокзал, где простились с Юлией и ее матерью. Купил 15 фунтов сала за 3 р. 87 к. После Белгорода на подъеме долго бились, и паровоз едва нас вывез; опоздали на 1 1/2 часа. Поэтому я не спал до 3 1/2 часов, чтобы увидать в Курске Бурдина, но он не вышел».

    «3. Четверг

    Встал в 7 часов. Утро холодное, день ясный, в Орле пассажиры в шубах. В Туле купил пряников - 2 р. Всего подарков на 161 р. 12 к. Издержано 254 р. 78 к.»

    Без особой боязни ошибиться можно говорить о том, что братья Островские благополучно вернулись в Москву 3 ноября 1883 г., совершив с пользой для себя довольно продолжительное путешествие на Кавказ. Александр Николаевич, имевший далеко не богатырское здоровье, подсевшее из-за его постоянных литературных трудов, набрался там душевных и физических сил, что позволило ему творчески прожить еще почти три года, после чего 2 (14) июня 1886 г. он ушел в мир иной в возрасте 63-х лет в своем костромском имении Щелыково.

    Вот такая история. Возможно, кого-то из вас она подтолкнет к изучению иной истории - возникновения и развития железных дорог, кого-то - к чтению произведений Александра Островского, кого-то - как минимум к желанию помочь мне в приобретении томов 2-го и 5-го вышеупомянутого 12-томника. Кстати, во втором томе публикуется работа «Тяжелые дни», что самим названием перекликается с нашей аналогичной украинской реальностью. А в пятом томе напечатана более известная вещь - «Таланты и поклонники». Собственно, с некоторых пор именно к поклонникам Александра Николаевича Островского я склонен скромно причислять и себя.

    От редакции

    Автор материала о известном драматурге лишь вскользь упомянул о том, что в «Тяжелых днях» факты перекликаются с нашей украинской действительностью. И это его право. Когда этот номер готовился к печати, рассмотрел карту фронтовой зоны. Бои идут рядом с теми городами, где бывал литературный классик. И предвидеть не мог драматург, что впереди у украинских степей и лесов и ветры революций, и фашистская оккупация времен Великой Отечественной, и война между Россией и Украиной. Сколько же драматических сюжетов еще впереди?!

    Олег ПИЛИПЕНКО, г. Донецк
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка, 6
    Приймальня директора регіональної філії: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05