«Шёл парнишке в ту пору восемнадцатый год»
В грозном 1941 г. Антон ТАЛЬКО окончил девять классов. В будущем намеревался поступить в институт и стать инженером. Но мечте сбыться не пришлось. 22 июня он узнал от друзей о том, что фашистская Германия напала на его родину. Еще будучи школьником, Антон (хотя это было великим секретом) знал, что неподалёку от Новограда-Волынского построены фортификационные сооружения, так называемая «Линия Сталина», оснащення бетонними бункерами и дотами. Они являлись одним из крупнейших военных объектов в Житомирской области. В те первые дни войны он, как и его сверстники не сомневались, что на этой «линии» враг будет остановлен и разбит, а в его родное село Варваровку фашисты не сунутся. Однако вышло не так. Откуда мог знать Антон, что в начале июля 1941 г. полоса обороны Новоград-Волынского укрепрайона немцами будет прорвана. Советские полевые части, находившиеся там, продержались только два дня. Потом попросту панически отступили. «Линия Сталина» пала на 14-й день войны. До села Варваровка оставалось 25 км...
 Председатель теркома отраслевой профсоюзной организации Казатинской дирекции железнодорожных перевозок Анатолий ВИЛЬЧИНСКИЙ поздравляет ветерана-фронтовика Антона ТАЛЬКО.Картину вторжения врага в село помнит 17-летний Антон Талько. Почти год под кнутом полицаев гнул он спину на разных хозяйственных работах, терпя унижения и оскорбления от новой власти.
Однажды в дом к отцу Антона - Алексею Онуфриевичу - зашёл сосед. «В селе нужен почтальон, главное, чтобы был грамотный и умел разносить почту. Твой сын подходит, да и копейка кое-какая перепадёт семье», - посоветовал он.
И потекли рабочие дни сельского почтальона по пыльным улочкам Варваровки. Антон и догадаться не мог, что стал членом местного подполья, которым руководил директор школы Яков Тышкевич - участник гражданской войны. Именно для него в школу по почте приходили, а затем передавались подпольщикам важные сведения о дислокации, передвижении фашистських войск по ближайшим населенным пунктам района. Вскоре немцы школу закрыли, мол, не к чему обучать сельских детей наукам. Они должны работать на великий рейх. Случилось так, что Талько заболел и слёг. Его место занял другой подросток.
После выздоровления Антону пришлось идти на работу в местный колхоз «Оборона», который функционировал в селе.
В 1943 г. по селу начались облавы на трудовую способную молодёжь. Немецкие солдаты подгоняли крытые брезентом грузовики и с помощью полицаев, прямо на улицах, во дворах домов ловили девчат, парней в возрасте 16-18 лет и с силой заталкивали в грузовики. Последних доставляли в райцентр, а оттуда на железнодорожную станцию в товарные вагоны и - прямая дорога в Германию.
В один из зимних дней сорок третьего состоялся предметный разговор отца с сыном.
- Антон, ты уже взрослый и должен меня понять. Ни сегодня, так завтра тебя схватят и отправят в Германию. У тебя одна дорога - в партизанский отряд. Пошёл бы и я с тобой, да твоих двух братьев и сестру жалко: помрут без кормильца малолетки.
…Тёмной ночью девять парней из Варваровки двинулись в путь. Взяв курс на село Федоровку, свернули в лесной массив, который тянулся аж до Белоруссии, где в те времена базировался партизанский отряд им. Ивана Богуна под командованием полковника Красной армии Скубко-Котова.
- Значит, говорите, хотите воевать с фашистами, так я вас понял? - задал вопрос один из сидевших за столом партизан. Надоело жить в селе под немецким сапогом?
- Так! Надоело. Сыты новой властью по горло, - ответил за всех Антон.
- А стрелять умеете? Винтовку в руках держали? - допытывался самый любознательный.
- В школе в кружок «Ворошиловский стрелок» ходили, с «мелкашки» стреляли, гранаты в мишень бросали, а так не приходилось.
После беседы командир партизанского отряда подытожил:
- Степан! Забирай хлопцев. Обучи подрывному делу. Жаркие дни предстоят у нас в ближайшие дни. Одним словом, «рельсовая война пойдёт».
На следующий день хлопцы приступили к так называемой «саперной работе». Носили снаряды, разбирали их на части, ссыпали порох в деревянные коробки, вставляли запалы. Получались, как их называли, «партизанские мины». Через неделю - первая боевая вылазка на «железку». Участок - Новоград-Волынский - Житомир.
К небольшому полустанку подползли, когда небо на востоке серело. Огляделись, кругом тишина. К железнодорожному полотну поползли командир подрывной группы и пожилой партизан. Антону и его напарнику приказано залечь и вести наблюдение. Медленно тянутся минуты, а на морозе они всегда кажутся долгими. Партизанская одежонка: поношенная фуфайка, да старые сапоги, которые не согревают. Наконец, вдалеке прозвучал свисток паровоза. Значит, и на этот раз донесение связного оказались точными. Тяжелый грохот эшелона нарастал. Два силуэта партизан с железнодорожной насыпи быстро отползали в сторону Антона и его напарника.
- Значит, порядок! - пронеслось в голове Антона.
Мгновение и огромные, яркие языки пламени осветили округу. В небо полетели куски шпал, комья земли, а под откос, вставая на дыбы, покорёженные вагоны.
Это была первая боевая операция партизана Талько и первая благодарность от командира партизанского отряда им. Ивана Богуна. Она по сей день памятна убеленному сединой ветерану второй мировой войны.
Остались в памяти Антона Талько рейды на станцию Изяслав, где был пущен под откос вражеский эшелон с боевой техникой, уничтоженный склад вооружения в селе Клембовке, ровенские леса и многие боевые вылазки по уничтожению фашистов. …Летом 1944 г. немецкие войска под Ковелем прорвали нашу оборону и устремились вперёд, тесня воинов Красной армии. Именно тогда партизанские отряды: «За Родину», «Смерть фашизму», Ивана Богуна и другие, (всего около 18 тыс. партизан) объединились в один кулак, чтобы не дать возможность немцам развить наступательные действия до подхода свежих сил Красной армии. На третьи сутки кровавых боёв пришла помощь. Враг окончательно был отброшен с занимаемых рубежей. В тех боях много погибло партизан. Антона смерть обошла стороной.
После боёв под Ковелем молодого партизана Антона Талько зачислили в 1283-й стрелковый полк 60-й стрелковой дивизии 47-й армии в качестве красноармейца-стрелка. И повели фронтовые дороги вчерашнего партизана через Украину на Варшаву, на логово фашистов Берлин, к немецкому городу Потсдаму, где по ошибке пришлось воевать с союзниками (командование части приняло американцев за немецкие войска). 30 км от Потсдама гнали американцев однополчане Антона Талько, пока не поступила команда: «Прекратить огонь! Союзники!...» Там, на поле боя в 1945-м он своими глазами видел среди убитых американских солдат и темнокожих воинов.
Далее - в течение пяти лет (1945-1950 гг.) пришлось уже сержанту-танкисту 8-й мехбригады, служить в группе войск в Германии. Ему тогда и в голову не приходила мысль, что ему в послевоенные годы, солдату-фронтовику, придётся ходить в городе Казатине по улице 8-я Гвардейская, названной в честь воинов-освободителей города железнодорожников. А его командир, полковник И.Н. Бойко получит Героя Советского Союза именно за освобождение Казатина. Что он на День Победы ежегодно будет возлагать живые цветы к памятнику командира, на территории высшего железнодорожников училища в городе, носящего его имя, да к тяжелому танку серии «ИС», установленному на постамент в честь освободителей города в 1943 г.
В 1976 г. переехала семья Талько в Казатин, где фронтовик устроился на работу в вагонное депо слесарем по ремонту вагонов. Сколько их «вылечено» его рабочими руками - трудно сосчитать. Но и сегодня можно без сомнения сказать, что они ещё колесят по украинским железным дорогам.
За многолетний труд Антона Талько неоднократно награждали ценными подарками, денежными премиями, грамотами от отделения дороги, руководства Юго-Западной магистрали, в том числе и лично из рук начальника Юго-Западной дороги Алексея КРИВОПИШИНА, человека, искренне заботящегося о ветеранах войны и труда.
В начале весны Антон Алексеевич встретил свой 90-летний юбилей.
- Видно мне самим Богом отведено долго жить на этом белом свете и за себя, и за моих боевых товарищей, погибших на полях сражений с фашизмом, - заметил ветеран, принимая теплые поздравления, а на его праздничном костюме сверкали боевые и трудовые награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны 1941-45 гг. 2 ст., «За мужество», медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Партизану Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» - 2 ст., «Ветеран труда» да два десятка памятных и юбилейных наград.
- 70-летие освобождения Украины от фашистов в октябре этого года встретим как положено! - с завидным оптимизмом говорит ветеран. А иначе и быть не может! Нас уже мало осталось в живых, но память наша багата светлыми образами побратимов, павших в боях за Родину, их героическими подвигами на фронтах Великой Отечественной войны. Нам есть о чём рассказать молодому поколению.
И заканчивает ветеран свой разговор со мной известной строчкой из песни на слова Евгения Долматовского «Шел мальчишке в ту пору восемнадцатый год». Но в отличие от трагической судьбы героя песни, Антону Талько удалось выжить и победить!
Леонид КРИВОВ, ветеран органов МВД Украины, полковник в отставке; Фото из архива редакции
|