РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ УЗ
Працевлаштування
Запрошуємо
на роботу
Пошук вакансій
та реєстрація кандидатів
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 13 (4 квітня 2014) 

  • Музей в честь Киевлянина по душе, или О железнодорожных мотивах в творчестве Константина ПАУСТОВСКОГО

    «Клятвы, призывы, обличения, ораторский пыл - все это внезапно тонуло в неистовых криках «Долой!» или в восторженном хриплом «Ура!» А вместо «Марсельезы» пели «Заповіт» Шевченко и «Ще не вмерла України...». Эти крики перекатывались, как булыжный гром, по всем перекресткам». Как актуально, скажут современники. Откуда такой точный пересказ недавних событий в стране? Нет, это описания событий холодной весны 1917 г. в Киеве. Их автор - Константин ПАУСТОВСКИЙ (1892 - 1968 гг.).




    Паровой трамвай.

    Мы - в столичной специализированной школе №135, в только что открытом единственном в Киеве музее, экспозиции которого посвящены знаменитому, одному из самых читаемых прозаиков ХХ века.

    Создание в классной аудитории школы атмосферы начала и середины прошлого века - задача не из легких, но выполнимая. Музей - это частная инициатива учителей, учеников и их родителей. Причина в том, что до начала декабря прошлого года в украинской столице, в которой К. Паустовский прожил около четверти века, не было музея, даже мемориальной доски, посвященной писателю-жизнелюбу. Киевлянину по душе, как он себя называл. Здание под номером 33 на нынешней улице И. Франко примечательно. Рядом с Владимирским собором, сегодня - это дом Посольства Австрии в Украине (на фото). В старом Киеве этот красивый корпус связан с историей человека, с легендарным писателем, который провел четверть века захватывающей жизни в столице Украины.

    - Он не писал о зле, - не раз повторяли ведущие праздника, - у него таким было зрение, он замечал только добро. А еще он по-доброму умел писать о железной дороге.

    В этом и последующих номерах газеты железнодорожников мы расскажем об интересных фактах, которые почерпнуты из книжных и газетных публикаций, авторской беседы с его современником, который был гостем нового музея К. Паустовского. Отрывки произведений Киевлянина по душе читали знаменитые актеры.

    ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА К СТАЛЬНЫМ МАГИСТРАЛЯМ

    «Если бы можно, я поселился бы в уголке любого товарного вагона и странствовал бы с ним, - писал в главном своем произведении «Повесть о жизни», состоящем из шести книг, Константин Паустовский. - Какие прелестные дни я проводил бы на разъездах, где товарные поезда сплошь и рядом простаивают по несколько часов… А потом, в пути, сидел бы, свесив ноги, в открытых дверях вагона, ветер от нагретой за день земли ударял бы в лицо, на поля ложились бы длинные бегущие тени вагонов, и солнце, как золотой щит, опускалось бы в мглистые дали русской равнины, в тысячеверстные дали, и оставляло бы на догорающем небе винно-золотистый свой след». Пейзаж впечатляющий. Откуда такая любовь к железной дороге? Ответ прост. Георгий Паустовский - отец будущего писателя - служил делопроизводителем в службе движения Юго-Западной железной дороги. В 1902 г. Георгий Максимович стал заведовать отделом статистики Киево-Полтавской железной дороги. То есть получил повышение по службе и, соответственно, более высокое денежное вознаграждение, пишет в «Киевском телеграфе» историк Александр Анисимов. Это позволило семье улучшить ее материальное положение. В автобиографической книге «Далекие годы» К. Паустовский с нежностью вспоминает о том, как его семья счастливо жила на Несторовской (ныне И. Франко), Святославской (ныне В. Чапаева) улицах до переезда на Никольско-Ботаническую...

    Они долго дружили в детстве. Хулиганистый Мишка (будущий писатель Михаил Булгаков) и спокойный Константин. Частенько бегали на Киевский вокзал. Там всегда интересно.

    Это первый след, ведущий к пониманию, откуда у Коста, так звали его близкие и друзья, теплые чувства к стальным магистралям. А вот и второй. «Фанаты древностей московских настоятельно рекомендуют въезжать на территорию Петровской академии в двадцать седьмом трамвае. Поскольку стариной кудрявой по тому же самому маршруту ездил маленький паровичок, и в нем кондукторствовал сам писатель Паустовский», - написано в одном из путеводителей по Москве. «Быстро раздав билеты, я садился на открытой площадке и погружался без всяких мыслей в шелест осени, мчавшейся по сторонам «паровичка», - это из воспоминаний о начале «железнодорожной» карьеры будущего писателя, так как военная не задалась (как раз начиналась война). Поначалу на фронт Первой империалистической Костя Паустовский не попал. Был освобожден от воинской повинности. Как уже было сказано, работал кондуктором и вагоновожатым московского трамвая. И все же сумел вырваться из мирной тыловой жизни. Отправился поближе к передовой - санитаром полевого санитарного поезда. Известно даже, что останавливался в Бресте в гостинице - на железнодорожном вокзале, напишет о нем белорусский краевед Александр Карлюкевич. Вскоре перешел в полевой санитарный отряд и вместе с ним отступал от польского Люблина до белорусского Несвижа. В одной из поездок (для транспортирования раненых к поезду) санитар Паустовский попал под обстрел. Был сильно ранен в ногу. Выпал из седла. Лошадь, к счастью, вытащила ухватившегося за стремя раненого поближе к своим. Константин успел зажечь фонарик. Затем потерял сознание. По свету фонарика санитара и нашли солдаты-телефонисты. Месяц Паустовский пролежал в госпитале в Несвиже. Там и узнал - случайно, из старой газеты, - что на фронте погибли два его брата: «Убит на Галицийском фронте поручик саперного батальона Борис Георгиевич Паустовский». «Убит в бою на Рижском направлении прапорщик Навагинского пехотного полка Вадим Георгиевич Паустовский».

    Судьба - погибли в один день. Сыновий долг позовет его на побывку к матери. Но вскоре он снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе (Днепропетровск), Юзовке (Донецк), на котельном заводе в Таганроге. Его рабочий коридор, как видим, имел большую протяженность. Подобный опыт помогает в писательском творчестве.

    ПОМНИЛ АББРЕВИАТУРЫ НАЗВАНИЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

    Помнится, автор этих строк с упоением читал и перечитывал в детстве литературные рассказы Константина Георгиевича о Мещёре. Так называется низменность на Восточно-Европейской равнине, расположенная в центре европейской части России. Занимает северную часть Рязанской области, южную - Владимирской и восточную - Московской области, в связи с чем различают Подмосковную, Владимирскую и Рязанскую Мещёру. Последнюю также называют Мещёрским краем или Мещёрской стороной. В школьные годы частенько на уроках русского языка мы писали диктанты и пересказы по произведениям, посвященным Мещёре. Занимательное занятие, признаюсь. Не менее увлекающее детское воображение, чем чтение рассказов. Паустовский говорил своему литературному секретарю, что, прочитав «Мещёрскую сторону», не менее интересный писатель Михаил Пришвин буквально набросился на него: «Вы безумный, сумасшедший человек! Разве можно писать такие книги?! Ведь через десяток лет от вашей Мещёры ничего не останется - все затопчут, обломают, разнесут туристы...».

    В июле 1912 г. под впечатлением прошлогодней поездки в Полесье Паустовский написал и отдал в редакцию альманаха «Огни», издававшегося Киевским религиозно-философским обществом, рассказ «На воде». В августе рассказ, к удивлению начинающего литератора, напечатали, за что автор получил первый в своей жизни гонорар!

    Итак, К. Паустовский - писатель К. Паустовский - железнодорожный корреспондент. В малой площади короткого рассказа нуждается каждое издание. Впрочем, так же, как и увлекательные на несколько номеров описания исторических личностей. Да, никоим образом не ошиблись. Во-первых, Паустовский «домещерского» периода - поэт дороги. Как уже говорилось, воспоминания детства писателя тесно связаны с «чугункой». Во-вторых, Константин Георгиевич даже в преклонном возрасте отлично помнил аббревиатуры названий дореволюционных железных дорог и их расшифровку: МВР - Московско-Виндаво-Рыбинская дорога, МКВ - Московско-Киево-Воронежская, ЮЗЖД и так далее. Биограф писателя Андрей Воронцов заметил: «Повесть о жизни» Паустовского (1945 - 1963 гг.), особенно четвертая и пятая ее книги, - это, в сущности, «книга странствий» по раздираемой гражданской смутой России и Украине. Читая Паустовского, ясно понимаешь, что такое для нашей страны отсутствие нормальных путей сообщения: «Россия как бы вновь распалась на мелкие удельные земли, отрезанные друг от друга бездорожьем, прерванной почтовой и телеграфной связью, лесами, болотами, разобранными мостами и внезапно удлинившимся пространством». Но ведь были еще и железные дороги.

    О ПОЛЬЗЕ СЛОВА «ФОЛЬКЛОР», НАПИСАННОМ НА МЕШКЕ

    О порядках на «чугунке» он писал в репортерском стиле. «При очень большом желании доехать гражданскому человеку из города в город по железной дороге, в принципе, было можно, но… почти каждая поездка была связана со смертельным риском».

    И дальше: «Армия демобилизованных валила по железным дорогам, круша все на своем бесшабашном пути. В поездах было разбито и ободрано все, что только можно разбить и ободрать. Всех штатских, «цивильных», «гражданских» и «стрюцких» (дрянные, ненадежные - ред.) людей, если они каким-то чудом проникали в эшелон, обыкновенно выбрасывали в пути под откос». Требовалась немалая изобретательность, чтобы сохранить свою жизнь и имущество. Паустовский рассказывает о том, как в 1918 г. писатель Михаил Пришвин перевозил свой архив из Ельца в Москву. На какой-то узловой станции около Орла матросы из заградительного отряда арестовали пришвинские рукописи. Никакие мольбы и уговоры не помогли. «Топай отсюда, пока цел», - советовали Пришвину «братишки». Тогда к начальнику отряда отправился попутчик писателя, «человек в шляпе с отвисшими полями». «Немедленно верните этому гражданину вещи», - тихо, но внятно приказал он. «Кто ты есть, что можешь мне приказывать?» - изумился начальник. «Я Магалиф», - загадочно ответил человек. Матрос поперхнулся камсой, коей закусывал, встал и закричал: «Вернуть этому гражданину вещи! Сам уполномоченный Магалифа приказал».

    (Продолжение следует)

    Виктор ЗАДВОРНОВ, Фото Алексея ЧУМАЧЕНКО и из интернета
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка, 6
    Приймальня директора регіональної філії: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05