РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ УЗ
Працевлаштування
Запрошуємо
на роботу
Пошук вакансій
та реєстрація кандидатів
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 3 (17 січня 2014) 

  • Миллионы машиниста Вячеслава Заставного

    О машинистах сказано много. И в то же время недостаточно. Без сомнения, эта должность на железной дороге одна из главных и престижных. В сфере работы машиниста вертится весь перевозочный процесс. Они - это основа железной дороги, её стержень, и если этот стержень крепкий - транспорт работает стабильно и безопасно. Но труд машиниста всегда сложен: необходим высокий уровень знаний, а в пути следования требуется всегда быть ответственным, внимательным, сосредоточенным и готовым к преодолению внештатных ситуаций.

    Вместе с тем, о машинистах работники других профессий знают немного. Сегодня редакция начинает печатать цикл материалов о машинистах и машинистах-инструкторах.


    Знакомьтесь: Вячеслав ЗАСТАВНЫЙ - машинист первого класса локомотивного депо Киев-Пассажирский. Возраст - 54 года, стаж работы в должности машиниста составляет более 26 лет.

    ЛЕСТНИЦА В КАБИНУ ЭЛЕКТРОВОЗА, ИЛИ ПУТЬ К МЕЧТЕ

    Еще с детства Вячеслава тянуло на железную дорогу. До 10 лет жил в Житомирской области, вдали от железной дороги, но твердо решил стать машинистом. Когда бывал на станциях, то с радостью провожал проносившиеся мимо поезда, всегда завидовал машинистам. Еще бы, это же властелины пространства и времени. Вполне понятно, почему и себя представлял на их месте. Далее - переезд семьи Заставных в г. Киев. Вячеслав стал посещать детскую железную дорогу, где его мечты начали воплощаться в реальность.

    Поэтому после окончания восьмилетки, без сомнений, подал документы в Киевское железнодорожное училище. Специальность в то время весьма популярная среди его ровесников. Стать помощником машиниста электровоза ему суждено после успешного окончания альма-матер многих железнодорожников - в 1977 г. Дальше все пошло по намеченному плану: вначале - работа слесарем, потом - помощником машиниста в депо Киев-Пассажирский.

    Затем - повестка в военкомат. В те годы призыв в армию - почетная обязанность, которую Вячеслав выполнил с честью, чтобы снова вернуться в депо. Его сразу заметили благодаря старательности, дисциплинированности и технической грамотности. Лишь только успел наездить минимально необходимый стаж в качестве помощника, как его, одного из лучших в депо, направили в Киевскую школу машинистов (сейчас - Центр профессионального развития) для обучения секретам профессии машиниста. После чего снова началась неспокойная, но интересная работа в депо в должности помощника машиниста.

    Далее в его жизни начинается еще одна знаменательная веха. В 1985 г. Вячеслава, тогда уже 25-летнего парня, назначают на должность машиниста электровоза. Высокая ответственность пассажирского машиниста не пугает В. Заставного - ведь у него за спиной уже был опыт учебы на детской железной дороге, поездной работы, армейская закалка и неутолимое стремление к самостоятельному вождению поездов. Что может в жизни дать большее удовлетворение от профессии, которая пришлась по душе, как чувство гордости за управление доверенной тебе мощной машиной.

    БЛАГОДАТНАЯ ПОЧВА ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

    Будоражащая молодое сердце романтика стальных дорог, непреодолимое чувство того, что ты - среди машинистов, людей престижной профессии. Ведь именно тебе доверяют свою жизнь и безопасность сотни пассажиров. А как важно услышать родной рабочий гул локомотива, видеть, как он, словно усмиренная лошадь наезднику, повинуется машинисту, и поезд устремляется вперед. Как приятно машинисту порой почувствовать важность своей профессии. Особенно, когда поезд, благодаря твоим профессиональным умению и усилиям, прибывает на конечный пункт строго по графику. Непередаваемое чувство исполненного служебного долга. А там встречающие вместе с пассажирами кивают головой машинисту - в знак благодарности локомотивной бригаде за успешное завершение поездки. Тут, похоже, содержится благодатная почва для творчества литераторов. После таких, даже чуть улавливаемых проявлений благодарности от пассажиров на душе становится легко. И понятно, что после этого - намного легче переносить все тяготы этой неспокойной профессии. А это - ночи напролет за пультом управления локомотива, неприспособленные для длительных поездок и погодных условий кабины машинистов, нарушения в жизненном режиме. Нужно ли говорить о нерациональном питании, недостатке времени для личной жизни, об определенных неудобствах для семьи и других издержках профессии?!

    Кстати, о семье. Когда в жизни Вячеслава появилась любимая женщина, а чуть позже и дети, стал вопрос о своем жилье. Ведь жизнь в маленькой коммуналке не обеспечивала нормальных условий для отдыха семьи. Семьи машиниста.

    Обзавестись недвижимостью помог случай. В 1990 г. тогдашним начальником депо был предложен вариант: заработать и построить квартиру своими руками. Согласился. Пришлось Вячеславу временно оставить свою любимую работу - пошел на стройку, стал штукатуром. В течение трех лет - нелегкая работа на новостройке. Но наступил и счастливый день. Это когда, наконец-то, он получил ордер на квартиру и семья переехала туда. Сбылось одно из самых важных условий безопасной работы - возможность полноценно отдохнуть перед поездкой и после рейса - в трехкомнатной квартире нашлось место и для Вячеслава Евгениевича, и для супруги, и для двоих детей.

    ИСПЫТАНИЯ СУДЬБОЙ

    Известно, что машинист - это последнее лицо, которое может исправить ошибку другого железнодорожника или предотвратить случай с тяжелыми последствиями. Вячеславу Заставному «везло» на такие события. Особенно в начале его профессионального пути в качестве машиниста.

    Вот только отдельные из них. В 1986 г. при следовании с поездом Москва - Одесса по ст. Калиновка на локомотивном светофоре появился белый огонь. Машиниста В. Заставного это насторожило. При этом он успел заметить, что при осаживании состава по соседнему пути последний вагон оказался в тупиковой призме. Из-за наезда на нее вагон сошел с рельсов и упал на главный путь, оказавшись на пути скорого пассажирского поезда. Своевременное применение машинистом экстренного торможения помогло предотвратить наезд на вагон. Поезд остановился буквально в 20 м от упавшего вагона. Если бы при скорости следования (около 80 км/ч) у машиниста было хотя бы секундное промедление в процессе применения всех мер к остановке - крушения скорого поезда избежать не удалось бы.

    Внимание и сосредоточенность при ведении пассажирских поездов еще не раз помогала Вячеславу Евгениевичу предотвращать крушения поездов: при следовании с поездом №35 по станции Плиски еще издали он заметил во встречном грузовом поезде обилие цементной пыли, а при проследовании вдоль состава внимательный машинист увидел сход вагонов. Далее немедленно вызвал машиниста встречного, который тут же остановил поезд. Как потом стало известно, последний обнаружил в своем поезде сход четырех вагонов. Выяснилось, что сход произошел из-за падения двери полувагона на путь.

    Следуя ночью с поездом Киев - Херсон по станции Ракитное, В. Заставный также увидел, уже на своем пути, боковую дверь крытого вагона. Он тут же немедленно применил экстренное торможение поезда. Из-за движения поезда с большой скоростью предотвратить наезд на дверь не удалось, но за счет пребывания поезда в тормозном режиме схода вагонов и локомотива не произошло. Правда, потом локомотивной бригаде, вместе с проводниками и пассажирами поезда, который вел Вячеслав Евгениевич, с трудом пришлось доставать эту тяжелую покореженную дверь из-под вагонов. Обошлось...

    А еще происходили неоднократные случаи, когда, благодаря своевременно принятым машинистом В. Заставным мерам к остановке пассажирских поездов, были предотвращены наезды на автотранспорт, людей, находящихся на путях, и на разорванный стык рельса. Были другие нештатные ситуации. Всего-то и не перечислишь…

    За случай предотвращения крушения по станции Калиновка машинист В. Заставный был награжден именными часами от министра МПС СССР. Оценили профессионализм и на Юго-Западной дороге: ему досрочно присвоили 3-й класс квалификации. Через несколько лет он успешно сдает испытания на 2-й, а затем и 1-й класс квалификации машиниста. Своим образцовым трудом и хорошими теоретическими знаниями Вячеслав Евгениевич подтверждает высокий уровень машиниста-профессионала.

    СКОРЫЕ ПОЕЗДА И ДЛИННЫЕ ПЕРЕГОНЫ

    Когда в 2002 г. по инициативе тогда Министра транспорта Украины Георгия Кирпы на железных дорогах Украины шла подготовка к внедрению курсирования ускоренных дневных пассажирских поездов на направлениях Киев - Харьков и Киев - Днепропетровск, для оценки готовности инфраструктуры и закладки графика вначале были проведены опытные поездки. Как одного из лучших машинистов к испытаниям, а в дальнейшем и к вождению этих поездов, подключили Вячеслава Заставного. С такими ответственными поездами, имеющими жесткие времена хода, по проследованию которых сверяли часы, он успешно проработал более 10 лет. На смену этим экспрессам пришли корейские электропоезда.

    В этот же период судьба приготовила для машиниста В. Заставного еще одни испытания. На выносливость и так необходимую зрелость во время вождения пассажирских составов по длинным перегонам. На языке железнодорожных терминов - это работа на удлиненных участках обслуживания. Вначале Вячеслав Заставный, одним из первых, осваивает двойные плечи оборота до станций Хмельницкий, Шепетовка, Ворожба, Хутор Михайловский, Ромодан, а затем - такие удлиненные направления, как: Киев - Полтава, Киев - Пятихатки, Киев - Брянск - Сухиничи (Российская Федерация). Расстояния между этими станциями достигает 400 - 500 км. Даже в качестве пассажира проехать такой путь в вагоне непросто. Ведь устанешь не на шутку. А тут надо на локомотиве машинисту на протяжении 6 - 8 часов непрерывной работы в движении быть постоянно собранным и вести поезд с повышенным вниманием, со знанием всех технических и технологических особенностей этих участков и станций. Ведь не просто освоить знания о более 2 тыс. км профиля пути на означенных направлениях, где расположены около 200 станций. У В. Заставного это успешно получается. А для вождения поездов по этим полигонам им также освоен новый электровоз серии ДС3.

    Не для красного словца скажу: такие машинисты, как В. Заставный, находятся в когорте успешных. Золотое звено или как еще называют таких опытных машинистов - команда быстрого реагирования депо Киев-Пассажирский. Ведь при любых испытаниях и при возникновении эксплуатационных проблем специалисты этого подразделения столичной магистрали всегда выручали отрасль. Назовем и удачные испытания новых вагонов и локомотивов, освоение вождения скорых, международных и ускоренных поездов, внедрение в эксплуатацию новых участков обслуживания, подготовка молодой когорты помощников и машинистов.

    МАШИНИСТ-НАСТАВНИК

    На мой вопрос к Вячеславу Евгениевичу, сколько же машинистов он подготовил из числа работающих с ним помощников, мой собеседник не смог точно ответить. Сказал: «Много!». За этим коротким ответом машиниста стоит огромный повседневный труд по привитию своим помощникам, через личный пример, высокого уровня профессионализма, ответственности и глубоких практических знаний специфики работы машиниста. Как показывает практика подготовки машинистов, наибольшую профессиональную науку они постигают именно тогда, когда работают в бригаде вместе с истинными наставниками-машинистами. А такими могут быть не все. Есть немало опытных коллег В. Заставного, которые не умеют или не хотят «возиться» с молодежью. В процессе совместной работы машинист-наставник не только требует от своего помощника качественного выполнения непосредственных обязанностей, но и повсеместно учит его прогрессивным методам приемки и эксплуатации локомотивов. А еще прививает знания об особенностях участков и станций обслуживания. Соблюдение требований из нормативных документов с целью гарантирования безопасного и рационального ведения поездов в различных поездных обстоятельствах - составляющая безаварийной работы. Пример профессионализма таких, как Вячеслав Заставный, - подтверждение высокого класса в процессе его работы.

    Именно к таким настоящим наставникам относится и В. Заставный - как утверждают многие его помощники, уже сами ставшие классными машинистами, машинисты-инструкторы, руководители депо и отраслевой службы локомотивного хозяйства. Автору этих строк согласно со служебными обязанностями не раз выпадали случаи ехать в кабине электровоза с нашим героем. В рейсе он и его помощник всегда остаются собранными, наблюдается естественное и образцовое ведение служебного регламента переговоров и полное взаимопонимание. А в пути все внимание бригады направлено на то, что находится впереди поезда. Тут уж без постоянного анализа поездной обстановки и работы локомотива не обойтись. Четкий контроль за соблюдением графика движения поезда обеспечен. И так на протяжении многих часов при следовании поезда на большом участке обслуживания. Стабильная и профессиональная работа всегда вызывает уважение.

    Машинист Вячеслав Заставный, как всегда, востребован. Вот и недавно произошло очередное закрепление за машинистом-наставником В. Заставным: в ноябре завершил практическую подготовку его помощник Олег СТРЕЛЬЧЕНКО, а уже в декабре в бригаду назначен новый помощник машиниста - Константин САВИЦКИЙ для его подготовки на должность машиниста.

    Мы посчитали, что за 35-летний период поездной работы машинист В. Заставный выполнил более чем четырехмиллионный безаварийный пробег на локомотивах. Это расстояние можно приравнять к 100 объездам вокруг планеты Земля по экватору. За это время он принял участие в перевозке более чем пяти млн. пассажиров; сотни поездов, при их опоздании, ввел в график.

    Вячеслав Евгениевич нашел свое призвание, мечта стать машинистом сбылась; есть чем гордиться в жизни, получать радость от работы и семьи, иметь стабильное состояние внутренней удовлетворенности.

    Анатолий ПОСМИТЮХА, инженер; Фото Алексея ЧУМАЧЕНКО
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка, 6
    Приймальня директора регіональної філії: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05