РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ УЗ
Працевлаштування
Запрошуємо
на роботу
Пошук вакансій
та реєстрація кандидатів
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 9 (16 березня 2012) 

  • История, застывшая в веках

    «История отечественных железных дорог - это не только книги и архивные документы - она застыла на века, отлитая в миниатюрных произведениях ювелирного искусства малой пластики - нагрудных знаках»,

    - утверждает Владимир ЛАПИН,

    начальник службы военизированной охраны

    Юго-Западной железной дороги,

    историк и публицист по совместительству.

    - Все мы должны знать историю своей страны, области, города - так уверяют детей еще в школе. Это чтобы быть культурным человеком и не повторять ошибок прошлого, - размышляет Владимир Павлович. - Не так ли? Так почему же не заинтересоваться историей места, где работаешь?

    Наше железнодорожное культурное наследие сохранилось до наших дней не только в виде известных широкому кругу общественности монументальных исторических сооружений, но также в малоизвестных миниатюрных художественных изделиях. Именно они имеют значительную историческую, культурную и научную ценность. О начале строительства и эксплуатации существующих сегодня отечественных железных дорог напоминают оригинально исполненные именные жетоны. На этих образцах ювелирного искусства в изображениях и надписях отражена история железных дорог, образцы железнодорожной техники, достижения и развитие железнодорожного транспорта.




    Исследование истории железных дорог привело меня к более обособленной тематике, а именно - символистике. В такую науку входят несколько разделов, касающихся железной дороги: фалеристика (коллекционирование орденов, медалей, значков), униформология (изучает историю возникновения и развития, характерные особенности служебной и военной формы), бонистика (изучение бон). После изучения статей и книг, я с удивлением обнаружила, что один из самых масштабных трудов по символистике железной дороги был написан почетным работником транспорта Украины, начальником одной из служб Юго-Западной железной дороги В. Лапиным. Первый из трех томов «Нагрудные знаки и жетоны железнодорожного транспорта. Книга 1. Знаки и жетоны железных дорог императорской России» вышел в свет в 2008 году. В книге собраны бесценные сведения о наградных знаках России царских времен, фотографии именных жетонов, медалей, документов. Пласт материалов, проработанных Владимиром Павловичем, безусловно, можно считать уникальным и бесценным - ведь раннее такие глубокие исследования не проводились. Серия «Нагрудные знаки и жетоны железнодорожного транспорта» впервые представляет настолько полное описание железнодорожных наградных знаков.


    Владимир Лапин - человек занятой, но все же смог выделить несколько минут для общения с «Рабочим словом». На сегодня он завершает работу над следующей частью книги, носящей рабочее название «Высшая награда отрасли». Книга будет содержать подробную информацию о знаке почетного железнодорожника. Как признается сам автор, ему хотелось объединить информацию, которая содержит сведения о российских и украинских дорогах - но «не потянул». Уж слишком большой исторический пласт.

    Источниками материалов для книг Владимира Павловича служат поездки по разным дорогам, музеям, сбор информации у коллекционеров и простых тружеников, некогда получавших награды, или же их родственников. Лапин отмечает, что поездки не всегда даются просто. Примером, на Октябрьской железной дороге можно найти общий язык, так как там есть выходцы из Украины, а вот с Московской не всегда легко. До отдаленных мест, таких например, как Калининградская дорога, автору книги непросто доехать за материалами, а в прессе ничего нельзя найти. Тогда на помощь приходят местные работники железнодорожной отрасли, отсылающие сведения по Интернету. Подобную работу Владимир Лапин планирует наладить и с Центральным музеем истории железнодорожного транспорта Российской Федерации, который находится в Санкт-Петербурге. В музее работает заслуженный работник культуры Российской Федерации Закревская Галина Петровна, с которой Владимир Павлович неоднократно сотрудничал. Также награды можно изучить в Министерстве транспорта, в архивах Киева и разных городов Российской Федерации, где есть управления железных дорог.

    В книге интересующиеся историей смогут узнать о трансформации знака почетного железнодорожника и всевозможных поощрениях. Например, в Симферополе автор книги обнаружил необычный способ поощрения работников - билеты в баню.

    - Впрочем, на юге тогда были проблемы с водой, значит, баня занимала не последнее место в быту работника транспорта, - уточняет Владимир Павлович.

    В своей работе Владимир Лапин достаточно демократичен и открыт читателям: во вступительном слове к читателю автор книги оставил свой электронный адрес для отзывов и предложений. Владимир Павлович рассказывает, что таким образом с ним связался один из читателей - коллекционер из Российской Федерации Дмитрий, с которым автор увлеченно полемизировал на предмет того, кто был первым награжден знаком почетного железнодорожника. Такая дискуссия была полезной, так как вместе они уточнили много фактов об этом наградном знаке.

    Владимир Лапин и сам располагает коллекцией железнодорожных наградных знаков, собранных из разных уголков бывших территорий Советских республик. Увлечение ими зародилось на стыке эпох - во времена развала Советского Союза и формирования новых независимых государств. Работавший тогда в Прибалтике, Владимир Лапин, рассказывает о том, как ОМОН разгонял протестующих людей в Вильнюсе 13 января 1991 г. (события так называемой «Поющей революции» - серии мирных акций протеста в республиках Прибалтики времен СССР, продолжавшихся до 1991 года. Протестующие требовали восстановления независимости Эстонии, Латвии и Литвы - прим. автора).

    На следующее утро Владимир Павлович и его первый заместитель - литовец по национальности, Альфонсас Лауриненас, отправились своими глазами взглянуть на собрание народа у тамошней думы. В. Лапин рассказывает, что увидел, как ветераны, в знак протеста, срывали с себя и бросали награды у здания Сейма страны. Тогда и появилось предчувствие, что Союзу больше не быть, а сразу за предчувствием - желание собрать и сохранить уходящую эпоху хотя бы в наградах тружеников. Вскоре в Вильнюсе образовалось подобие всесоюзного рынка - там скупали наградные знаки у советских граждан приезжие поляки. Спектр наград оказался достаточно широким: трудовые, боевые, МВД. Как патриот железнодорожного транспорта, Владимир Павлович решил остановиться на железнодорожной тематике.

    Владимир Лапин признается, что пишет на железнодорожную тематику, потому что просто «не было информации, никто не писал по железной дороге».

    - Хотелось, как бы нескромно это не звучало, быть основоположником железнодорожной фалеристики - тем человеком, кто первый, с научной точки зрения, систематизировал всю наградную систему железнодорожного транспорта, царского и советского периода, - дополняет Владимир Павлович.

    Владимир Лапин не только несет на себе груз ответственности начальника службы ведомственной военизированной охраны, но и увлеченно занимается историей. В 2010 году он написал диссертацию на получение научной степени кандидата исторических наук. Содержание работы, раскрывающее белые пятна в истории Юго-Западной железной дороги, в очередной раз доказывает умение Владимира Павловича быть открывателем и первопроходцем.

    Хотя какое значение имеют научные степени и награды, когда человек просто наслаждается тем, что делает? И, взглянув в горящие интересом настоящего исследователя глаза Владимира Павловича Лапина, хочется найти что-то доселе неизведанное в истории того места, где работаешь от звонка до звонка, а тебя вроде ничего больше не удивляет.


    специально для «Рабочего слова» -

    Елена МИКИТЕНКО
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка, 6
    Приймальня директора регіональної філії: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05