РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ УЗ
Працевлаштування
Запрошуємо
на роботу
Пошук вакансій
та реєстрація кандидатів
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 24 (1 липня 2011) 

  • Машинист в энергетическом коконе

    Часто возникает вопрос о необходимости психологической службы на железной дороге. Но если в Украине такова служба только переживает свое становление, то белорусская имеет некоторые наработки. Например, в депо Лида одним из направлений работы локомотивного подразделения является сохранение профессиональной активности работников.

    Опытные психологи Наталья Ольшевская и Наталья Нинартович заметили, что зачастую молодые люди хотят работать помощниками машинистов, не имея понятия о своей будущей специальности. Единственным мотивом их визита в депо является возможность заработка хороших денег. Обратную сторону такого заработка знают только те, кто на себе испытал все сложности этой профессии. Поработав некоторое время в цехе ремонта, многие ребята так и не решаются перейти в цех эксплуатации и стать помощниками машинистов, хотя изначально у них такое желание было. Психологи локомотивного депо Лида считают, что ряда проблем удалось бы избежать, если бы в дорожных центрах и специальных учебных заведениях ввели курс для помощников машиниста «Психология профессиональной деятельности». Очень важно, чтобы обучаемые получали не только технические знания, но и сведения о профессии, навыки здорового образа жизни.

    Однако путь к профессии машиниста лежит не только через осознание сложности и колоссальной ответственности при выполнении данной работы. Некоторые ребята отсеиваются еще в процессе профотбора - психологического и медицинского осмотров, которые в обязательном порядке проходят работники локомотивных бригад.

    Первая преграда, которую необходимо преодолеть, - методика, определяющая монотоноустойчивость. Ритмичные движения огоньков на мониторе компьютера и однообразные звуковые сигналы некоторых могут просто усыплять. При ведении поезда это недопустимо.

    Вторым условием для успешной профессиональной деятельности является скорость переключения внимания. Доли секунды необходимы для того, чтобы переключиться и сосредоточиться на новом объекте. Приведу пример.

    Тормозной путь груженого тяжеловесного состава массой примерно 3 - 4 тыс. тонн составляет 800 - 1000 метров. Если машинист вовремя заметит опасность на пути и своевременно начнет экстренное торможение, тормозной путь сократится, а значит, есть шанс избежать столкновения с препятствием. А им может быть, что угодно: техника, животные, люди... Однако даже самая быстрая реакция машиниста не всегда может уберечь от несчастных случаев.

    Кроме тестов на монотоноустойчивость и скорость переключения внимания необходимо пройти методику определения стрессоустойчивости, готовности к экстренному действию. По результатам этих исследований присваивается группа профессиональной пригодности. К сожалению, с каждым годом низшая группа встречается все чаще.

    По мнению психологов, одной из причин неудовлетворительного психофизиологического состояния является образ жизни, который ведет молодежь. Физически и эмоционально зрелых ребят в локомотивное хозяйство приходит все меньше. Многие из них к 18 годам уже имеют алкогольную и никотиновую зависимость. И то, что они не могут пройти отбор, вполне закономерно.

    Психофизиологическое обследование локомотивных бригад проводится минимум через один, а максимум через три года, в кабинете психолога и длится три - четыре часа. График приема машинистов составлен таким образом, чтобы обследование проводилось в свободный от работы день. Профотбор машинистов позволяет выявить перспективных специалистов, а затем рационально планировать их подготовку и карьерный рост.

    Как и у нас, психологи Белоруссии большое внимание уделяют вопросам профилактики профзаболеваний. В комнатах психофизиологической разгрузки работников железной дороги функционирует целый комплекс методов психоэмоциональной мобилизации. Это сеансы функциональной музыки, видеорелаксация, аромотерапия, терапия питания.

    Местные транспортные издания сообщают, что особой популярностью у белорусских машинистов пользуется релаксационная система «Неоджи», или энергетический кокон. Многофункциональная капсула представлена полным комплексом СПА-процедур. В ней имеются инфракрасная и паровая сауны, аромотерапия, вибромассаж и лечение светом.

    На Юго-Западной дороге с машинистами и их помощниками проводится психофизиологическое обследование по тем же критериям. На высоком уровне оно осуществляется в моторвагонном депо Фастов. В итоге, машинисты и их помощники всерьез начинают задумываться о своем здоровье, на это указывает высокая посещаемость комнаты психофизиологической разгрузки.

    Словом, психологическая служба нужна на железной дороге. Об этом свидетельствуют не только наработки украинских, но и опыт зарубежных психологов.

    Ольга ЛЕЩЕНКО, психолог локомотивного депо Жмеринка
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка, 6
    Приймальня директора регіональної філії: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05