РОЗДІЛИ
ПРО НАС
ІСТОРІЯ
НОВИНИ та ІНТЕРВ'Ю
ІНВЕСТИЦІЙНІ ПРОЕКТИ
ПАСАЖИРСЬКІ ПЕРЕВЕЗЕННЯ
ПЕРЕВЕЗЕННЯ ВАНТАЖІВ
ПОСЛУГИ
ЦІННІ ПАПЕРИ
ЗАКУПІВЛІ
МІСЦЯ ВІДПОЧИНКУ
ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ
АНТИКОРУПЦІЙНА ПРОГРАМА
Внутрішній ринок працi
РЕКЛАМА
ПОСИЛАННЯ
ПРЕЗЕНТАЦІЇ
ГАЗЕТА «Робітниче слово»
Інформація про газету
Зворотній зв`язок
Передплата «Робітниче слово»
РОЗКЛАД РУХУ
На вашу думку
Schedule
Мапа сайту
Звернення громадян
Отримання вiдповiдей на актуальнi питання



  • Перелік випусків » № 4 (3 лютого 2017) 

  • Память о бесправии

    «Известна роль Кагановича* и в массовых репрессиях на транспорте. Не без его участия на сибирских, уральских, и особенно на железных дорогах Украины: Приднепровской, Донецкой, Юго-Западной, в тридцатые годы погибли почти все руководящие кадры».

    ИЛЬЯ ВЕТРОВ,

    «ОСОБЫЙ РЕЗЕРВ»



    Типичной для истории тех лет является судьба расстрелянных бывших начальников Юго-¬Западной железной дороги.

    За весь период политических репрессий в СССР, начиная с 1919 г., работники железнодорожного транспорта удостоились особого «внимания и заботы» со стороны власти. Согласно декрета ВЦИК от 30 марта 1920 г. были созданы и действовали так называемые революционные военные железнодорожные трибуналы, а с 27 ноября 1930 г. по всей стране были созданы железнодорожные линейные суды, действовавшие до 12 февраля 1957 г.

    Карающая машина приведена в действие. Были репрессированы представители практически всех служб дороги. Но наибольшее опустошение постигло те участки Юго-¬Западной, от которых зависела ее жизнедеятельность. Один за другим были расстреляны начальники Юго¬-Западной железной дороги, которые, вступая в эту должность, автоматически становились смертниками.

    Среди безвинно пострадавших значится и Зорин Алексей Михайлович, 1899 г. р. Юрист по образованию, работал Киевским окружным прокурором, начальником отдела и членом коллегии наркомата юстиции, начальником планового отдела, а затем и заместителем начальника Южной дороги.

    С декабря 1918¬го по февраль 1919 г. входил в партию «Бунд», с февраля 1919 г. – член ВКП(б). До ареста работал начальником Юго-¬Западной железной дороги (с декабря 1934¬го по октябрь 1936 г.). В январе 1934 г. на ХІІ съезде КП(б)У был избран кандидатом в члены ЦК КП(б)У, являлся членом ЦИК УССР.

    В ноябре 1930 г. занял должность начальника планового отдела Южной железной дороги, а в феврале 1932 г. был повышен до заместителя начальника. С февраля по ноябрь 1934 г. выполнял функции начальника Южной железной дороги, после был переведен на такую же должность на Юго-¬Западную, которую возглавлял до октября 1936 г.

    4 апреля 1936 г. Зорин Алексей Михай¬лович был награжден орденом Ленина за перевыполнение государственного плана железнодорожных перевозок 1935 г. и первого квартала 1936 г., за успехи в деле лучшего использования технических средств железнодорожного транспорта и его предприятий.

    В октябре 1936 г. А. М. Зорин был арестован и разоблачен органами НКВД, его исключили из рядов ВКП(б) как врага народа. Приговором военной коллегии Верховного суда СССР от 8 марта 1937 г. был осужден по обвинению в причастности к украинской троцкистско­террористической организации к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. «Предварительным и судебным следствием установлена виновность Зорина в том, что он является активным участником к.¬р. троцкистской террористической организации на Украине… Приговор окончательный, обжалованию не подлежит и на основании постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. подлежит немедленному исполнению». Таким стандартно¬типичным был текст приговора для всех репрессированных. А. Зорин был расстрелян в тот же день.

    25 июня 1957 г. военная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор и прекратила дело за отсутствием состава преступления. А лишь через 32 года 7 декабря 1989 г. комиссия партконтроля ЦК Компартии Украины рассмотрела дело Алексея Михайловича Зорина и реабилитировала его.

    Все работники железнодорожного транспорта, попавшие под жернова «карающего меча революции», по прошествии многих лет были реабилитированы, но посмертно.

    Во время большого террора Каганович в числе других приближённых Сталина участвовал в рассмотрении так называемых «списков» – перечней лиц, репрессированных с личной санкции верхушки ЦК. Подписи на списках означали вынесение обвинительного приговора. Подпись Кагановича стоит на 189 списках, по которым были осуждены и расстреляны более 19 тыс. человек. В одном из таких списков значился и А. М. Зорин.

    Возникает вопрос, как могли уживаться в стране «рабочих и крестьян» с мощным движением за повышение производительности труда, в условиях всеобщего подъема энтузиазма народных масс и строительства «светлого будущего» такая ничем не оправданная жестокость и террор власти по отношению к собственному народу?

    Хочется верить, что такое в истории нашего народа больше никогда не повторится!


    Фото Александра ИВАНОВА

    *Лазарь КАГАНОВИЧ — народный комиссар путей сообщения СССР (28 февраля 1935¬го—22 августа 1937 г.).

    Подготовила Татьяна ШЕМЧУК, «Робітниче слово».
    Контактна інформація
    Україна, 01601, м. Київ, вул.Лисенка,6
    Приймальня начальника залізниці: 0(44)-4654410 факс 0(44)-4654107
    Прес-служба тел.: 0(44)-4069708 факс: 0(44)-4069175 email: pres@sw.uz.gov.ua
    Розклад руху поїздів (цілодобово): 0-900-90-80-05 (послуги платні), 0(44) 309-70-05